Спортивное счастье

Чемпионат мира по футболу, как любое крупное международное событие, — настоящее испытание для имиджа страны. Для России вдвойне, потому что нас до сих пор трудно назвать открытой всему миру, в том числе, туристическому или спортивному. Времени впереди много, но и работы – немерено. Так, в нашей заявочной книге фигурировали 16 стадионов в 13 городах, причем 13 арен находятся на разных стадиях строительства, а еще три будут полностью или частично реконструированы.

Но кроме чисто спортивных объектов, как считают эксперты, для проведения Чемпионата в России придется улучшить туристическую инфраструктуру, чтобы быть в состоянии принять тысячи болельщиков. Правда, как уже пообещал министр спорта, туризма и мололдежной политики Виталий Мутко, к 2018 году в стране не должно остаться проблем с гостиничной инфраструктурой.

"Все мы сделаем, всех примем, всех разместим. Можете даже не волноваться по этому поводу", — подчеркнул В.Мутко в интервью "Интерфаксу". Кроме того, придется решить транспортные проблемы, ведь между городами, где будут проводиться матчи чемпионата, огромные расстояния. И в этом смысле туроператоров этот Чемпионат вдохновляет гораздо больше, чем Олимпиада в Сочи, которая пройдет локально и не отразится на транспортной инфраструктуре страны.

А у туристов, которые сейчас приезжают в Россию, основные нарекания вызывают именно транспортные проблемы: дороговизна, неудобство переездов, малое количество рейсов между городами. Фактически властям к 2018 году надо будет наверстать многое, что недоделано в транспортной инфраструктуре.

По словам главного редактора русской редакции Deutsche Welle Инго Маннтойфеля, проведение ЧМ в России поможет еще ближе познакомить европейцев с Россией и Восточной Европой вообще. «Сотни тысяч фанатов хлынут в следующем десятилетии в Восточную Европу и в основном — в Россию — для того, чтобы открыть для себя эту часть европейского континента: в 2012 году они поедут на чемпионат Европы по футболу в Польшу и на Украину, в 2014 году — на зимние Олимпийские игры в Сочи, а в 2018 году — на футбольный чемпионат мира в 13 российских городов, названия которых большинство европейцев еще никогда не слышали. Ну кто в Западной Европе знает что-нибудь о Саранске или Ярославле?», — написал он после избрания России страной ЧМ-2018.

На туристическом рынке нашей страны также уверены, что Чемпионат мира по футболу наверняка вызовет увеличение турпотоков из разных стран в РФ. По словам вице-президента ВАО «Интурист» Николая Какоры, уже в следующем году поток иностранных туристов в Россию может вырасти по сравнению с нынешним годом не менее чем на 10%.

«Известие, что наша страна будет принимать Чемпионат мира по футболу, наверняка вызовет рост интереса к нашей стране. Уверен, что многие из них иностранных граждан уже «сидят» в Интернете и узнают что-либо о России. Следующий шаг — они захотят своими глазами увидеть эту страну», — сказал Н.Какора "Интерфакс-Туризму".

Как заявил в пятницу "Интерфаксу" В.Мутко, проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году в России даст мощный толчок к развитию туризма по всей стране. "С момента объявления России победительницей в гонке проведения чемпионата мы уже ощутили мощную волну интереса к нашей стране во всем мире. О России все говорят и пишут", — отметил министр. При этом он подчеркнул, что, благодаря проведению чемпионата, начнет развиваться туристический потенциал различных регионов страны.

"Представьте в Самаре матч Германия — Чили. Такое крупное спортивное событие, безусловно, привлечет в этот город массу туристов со всего мира. Также будут обстоять дела и в других регионах, которым предстоит принять чемпионат", — отметил он. Н.Какора рассказал, что его компания постарается стать эксклюзивным туроператором по приему иностранных болельщиков и туристов на период Чемпионата. "Реальные турпакеты на Чемпионат планируется предлагать иностранным гражданам в конце 2016 года, так как к этому времени будут известны квоты на билеты и страны-участницы", — пояснил Н. Какора.

По мнению собеседника портала, перед этим необходимо принять комплекс мер по привлечению иностранных болельщиков: максимально облегчить визовый режим или отменить его на период Чемпионата, построить отели категории 3*, которых особенно не хватает в провинциальных городах, ввести льготные цены на авиа- и железнодорожные билеты.

«Мы собираемся активно заниматься приемом иностранных туристов и болельщиков, которые приедут в 2018 году, — в свою очередь сообщил "Интерфакс-Туризму" директор спортивных программ компании «Роза ветров» Леонид Мосин. — У нас есть специальное подразделение, которое занимается приемом, партнеры, принимающие туркомпании в Италии, Франции , которые будут предлагать наши специальные туры и рекламировать их в своих странах».

Но прежде, по его словам, соответствующие технологии будут опробованы в 2014 году, когда в Сочи пройдет очередная Олимпиада. Кстати, Краснодарский край, чьи два города – Краснодар и Сочи – попали в число 13 российских городов, где пройдут матчи Чемпионата, уже заявил о пересмотре стратегии развития курортов.

«Безусловно, чемпионат мира по футболу в России — это радостное событие для всех нас. Тем более отрадно, что чемпионат может пройти в Краснодарском крае, — приводит официальный сайт краевого департамента комплексного развития курортов и туризма слова его руководителя Евгения Кудели. — Такое событие увеличит поток отдыхающих, в связи с этим стратегия развития курортов Краснодарского края будет скорректирована».

По его словам, при этом внимание будет уделено классификации средств размещения, повышению качества подготовки кадров в курортной сфере. Неотъемлемой частью программы обучения персонала должно стать изучение иностранных языков, отметил глава департамента.

По мнению экспертов туристического рынка, от того, насколько успешно пройдет Олимпиада, зависит и успех ЧМ в России. Туристы и болельщики, хотя и легкие на подъем, люди не всегда предсказуемые. Одного неудачного визита в какую-то страну бывает достаточно, чтобы они туда больше не вернулись.

Многое зависит и от хода самого спортивного события. Как показал совсем недавний опыт ЮАР, где в июне 2010 года проходил ЧМ по футболу, болельщики активно поехали в эту страну лишь тогда, когда в финал вышли ведущие футбольные страны, которые «по совместительству» являются и основными туристическими странами,

Перед началом турнира Южная Африка снизила свои прогнозы по посещаемости чемпионата с первоначальных 450 тыс. иностранных гостей за четыре недели до 300 тыс. И только во второй половине ЧМ, с ростом числа болельщиков из основных европейских стран, начали расти и доходы бизнеса, в первую очередь, гостиничного и ресторанного.

Например, по данным офиса по туризму Южной Африки, в Йоханнесбурге отели в период финальных игр были заполнены на 85%. В Кейптауне в первой половине чемпионата загрузка отелей не превышала 40%, а к финальным матчам выросла до 100%. Причем заняты были уже не только гостиницы, но и любые хостелы-общежития, где вообще можно было разместиться.

Южная Африка заработала $1,1 млрд. от туризма. Правда, общая сумма, потраченная правительством и бизнесом на проведение чемпионата, в 10 раз больше. В основном это расходы на инфраструктуру, безопасность, дороги и транспорт. Еще $100 млн ЮАР вложила в рекламу своей страны и самого чемпионата на международном рынке.

(www.interfax.ru)