Русская баня

В ней, по описанию Нестора, все превращались по цвету в сваренных раков. Накалив печь в деревянных банях, «туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Но потом, окатившись холодной водой, оживали. Так делали ежедневно». Нестор заключает: «Никем не будучи мучимы, сами себя мучили и совершали не омовение, а мучение».

Наши предки знали, что здоровье связано с чистотой. Баня считалась хранительницей «живой», очищающей воды и здоровья, поскольку она как бы усиливала и направляла жизненную энергию человека в нужное русло.

Баня сначала считалась символом преодоления всего дурного, что может окружать человека в земной жизни, а в более позднее время она стала олицетворением гостеприимства и домашнего очага. В русских сказках Иванушка требует от Бабы-Яги сначала попарить его в баньке, накормить, напоить да спать уложить, а затем уже расспросы вести. Эти представления о гостеприимстве сохранились в деревнях вплоть до наших дней, и сейчас гостя, постучавшегося в дом, в первую очередь отведут попариться в баньку, а затем предложат стол и постель.

Еще в договоре с Византией (относится к 907 году) русичи специально оговаривали; что русские послы, прибывшие в Константинополь, будут «творити мовь» когда только захотят. Бани упоминаются и в «Повести временных лет» (945 год), и в уставе Киево-Печерского монастыря (966 год). В те давние времена монахи были сведущи в вопросах медицины, поскольку они имели возможность читать труды древнегреческих медиков, а именно греческая медицина впервые обратила внимание на пользу парной бани. Когда лечебные свойства бань были полностью подтверждены, при «мыльнях» стали устраивать что-то вроде больниц, и такие бани назывались уже «заведениями для немогущих». Это были, вероятно, самые первые лечебницы на Руси.

Русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. Непременный атрибут русской бани — веник — хлещет разгоряченные тела во всю мощь. Кажется, что это не баня, а пытка. Так и думали во все времена чужеземцы, попавшие в настоящую русскую баню. В парной под ударами веников им казалось, что «смерть их пришла и стоит на пороге». А вот после баньки иностранцы отмечали, что чувствуют себя превосходно. Удивительные, острые ощущения, связанные с русской баней, запоминались надолго. Слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру.

В одной из древних арабских рукописей сохранилось воспоминание путешественника, который побывал на Руси и попарился в бане. Из этого источника стало известно, как наши предки устраивали бани: «…Они строили деревянный дом, небольшой по размерам. В нем было только одно маленькое окошко, которое располагалось ближе к потолку. Все щели между бревнами конопатили древесной смолой, смешанной с лесным мхом. В одном из углов избы находится огненный очаг, обложенный камнями. Также в бане имелась большая бочка с водой. Когда очаг разгорается, камни обрызгивают водой, а дверь и окно закупоривают».

Русская баня поражала воображение иностранцев, привыкших к купальням с теплой водой. Поэтому русские, которые после обжигающей баньки ныряли в прорубь, виделись чужакам богатырями.
После того, как Россию стали посещать многочисленные путешественники из Западной Европы, в некоторых странах стали появляться русские бани; они были в Вене, Париже, Берлине, но они далеко отстали от наших бань. Современники утверждают, что ни немцы, ни французы не могли выдержать наш жар.

Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины — на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в. «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста — соответственно в мужскую.

Как написано в одном древнем трактате, десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Отметим, что тот, кто понимает, толк в парной бане, ходит в баню не столько, чтобы помыться, сколько погреться и пропотеть.

Еще одним способом поддержания телесной чистоты было мытье в русской печи. Непосвященному человеку трудно представить себе, как можно париться в печи. Как это происходило? Довольно незамысловато, но, тем не менее, остроумно. Использовалось замечательное свойство русской печки сохранять жар еще долго после того, как была приготовлена пища или выпечены хлебы.

Убрав из жерла печи угли и золу, старались вымыть стены, на пол настилали солому, там же ставили кадочку с водой и клали веник. Дальше требовалась помощь: тот, кто парится первым, садился на лопату или даже на обычную доску, а помощник осторожно вдвигал его в жерло. Заслонка печи плотно закрывалась, и человек начинал париться. Побрызгав водой на стенки печи, получали совершенно чудесный душистый пар с запахом только что испеченного хлеба. Когда парильщик хотел выбраться из печи, он стучал по заслонке, и его вынимали из печи таким же способом, каким помещали туда.

Вообще этот процесс очень напоминал, печение хлеба: словно каравай, человека «ставили» в печь, а когда он «подрумянивался» от жара, быстро вынимали. Напарившись, человек обливался холодной водой, а если поблизости была речка, то бежал и погружался в речную воду. Вероятнее всего, купания с горячей водой были не очень распространенными, гораздо чаще просто парились, чередуя это с холодными обливаниями.

А вот голову мыли очень странно (в современном представлении). Для мытья волос сначала использовалась древесная зола! Вернее, не сама зола, а так называемый щелок, который изготавливали из золы. Только потом стали мыть голову яйцом, именно этот древний способ сохранился до наших дней. И сейчас многие красавицы, желая придать красоту и блеск волосам, по старинке моют их яйцом. Это ли не лучшее подтверждение мудрости наших предков!

Баня издавна играла важную роль в домашнем быту русского человека. Своя баня имелась не только в каждом зажиточном доме, но и (особенно в деревне) почти у всех бедняков.

Баня, с каменкой для поддавания пара, составляла для русского человека жизненную потребность и являлась не только средством для соблюдения чистоты тела, гигиены, но служила также универсальным лекарством от всех болезней. И не только. Баня для русского человека была источником истинного удовольствия, отдохновения для души и тела, телесного и даже морального очищения и совершенствования.

Пребывание в бане и отдых после нее во многих местах России были обставлены ритуалом. Начиная от бедняков и кончая вельможами, был обычай при заходе в баню, когда человек готовился к парению, подавать ему несколько ломтиков редьки. Съев их, человек направлялся в парилку. Для утоления жажды всегда был наготове, в бане, и особенно в предбаннике, прохладный квас, сдобренный мятой или другими душистыми приправами.

Для распаривания веников и поддавания пару варили щелоки и кипятили квас с мятой. (Вообще мята играла выдающуюся роль). В самой бане лавки покрывались мятой, ароматным голубым донником и другими душистыми травами. На лавках, рядом со свежими вениками (в основном березовыми), «стояли шайки для умывания и туеса из бересты, налитые квасом с запахом мяты и служившие для окачивания тела перед тем, как подниматься на полок, который делался из липового дерева и, обданный кипятком, окутанный паром, издавал медовый запах липы». Каждый, кто хотя бы раз был в бане «парился в такой атмосфере, не сможет устоять от соблазна повторить для себя это истинное удовольствие.

Наши предки считали, что самая простая, но и самая существенная мера к достижению здоровья является баня. В народе говорили: «Баня парит, баня правит, баня все поправит» . Благотворное влияние бани на организм человека заметили не только славяне, но и многие другие народы.

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: