Первый шаг

Специалисты считают, что одной инфраструктуры мало – для развития туризма в стране нужны комплексные меры. На протяжении многих лет туризм в России находился на положении «сироты»: государство его не замечало, перспектив в развитии не усматривало и денег не давало. Все, чего удалось достичь России в сфере туризма, результат усилий энтузиастов: представителей региональных властей, общественных организаций и, конечно, турбизнеса.

В ближайшие пять лет, однако, ситуация должна кардинальным образом измениться. За 2011-2016 годы на развитие туризма планируется направить 332 млрд. рублей. Появятся новые туристско-рекреационные территории с 3 тыс. объектами туристской инфраструктуры. В результате Россия должна стать популярным туристским направлением, где будут отдыхать как сами россияне (в полтора раза больше, чем сейчас), так и иностранцы (их станет больше в семь раз).

Власти сочли, что кризис — подходящий момент для прорыва. В пошлом году специалисты Минспорттуризма приступили к разработке концепции развития внутреннего и въездного туризма на 2011-2016 годы, и на днях правительство концепцию утвердило..

Суть программы в том, чтобы за счет бюджетного финансирования обеспечить наиболее привлекательные для туристов территории инженерной и транспортной инфраструктурой, то есть, средства пойдут на систему газоснабжения, электроснабжения, канализация и прочее. Это поможет создать почву для частного капитала, который и займется строительством различных туристических объектов, прежде всего, конечно, отелей и пансионатов.

Для привлечения частных инвестиций в туризм будет использован механизм субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях инвесторами в объекты туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости.

Всего, согласно программе, планируется построить более 3 тыс. средств размещения и прочих туробъектов. Предполагается, что на один рубль из средств федерального бюджета (96 млрд. рублей) будет привлечено около 2,2 руб. внебюджетных инвестиций (211 млрд. рублей).

«На первом этапе будут финансироваться конкретные объекты, которые будут прописаны в ФЦП, а на втором этапе — программы конкретных регионов», — пояснила «Интерфакс-Туризму» руководитель департамента Минспорттуризма Надежда Назина.

Надо подчеркнуть, что речь идет не о строительстве отдельных гостиниц или туристских комплексов, а о создании новых и развитии уже существующих туристско-рекреационных территорий. Например, в Рязанской области это есенинские места — Константиново, а в Самарской области — национальный парк «Самарская Лука». Некоторые регионы определили по нескольку перспективных в плане развития туризма зон. В Архангельской области, например, таких семь.

«Без финансирования развиваться очень сложно, — сказала руководитель Минспорттуризма Архангельской области Анастасия Старостина. – Наше правительство 28 июля приняло концепцию развития туризма в Архангельской области. Мы специально ждали принятия федерального документа, чтобы доработать нашу концепцию с учетом федеральной».

Сейчас все регионы, рассчитывающие на господдержку для развития туризма, — всего около 50 регионов – уже подали заявки на участие в федеральной целевой программе. Но в программу войдут 10-12 заявок, иначе говоря, именно стольким регионам будет оказана государственная финансовая помощь.

Отбор идет по двум десяткам критериев. Предпочтение будет отдано тем, где уже сформирован турпоток, где существует и реализуется программа развития туризма, осуществляется финансирование из регионального бюджета, что свидетельствует о поддержке туризма главой региона.

«Мы надеемся на победу, — сказала порталу руководитель турадминистрации Рязанской области Алексей Епифанов. — У нас сейчас «в работе» 18 инвестиционных проектов, на реализацию которых из областного бюджета уже выделено 6,6 млрд. рублей. Инвесторы есть».

По словам руководителя департамента развития туризма Минспорттуризма Самарской области Михаила Мальцева, в конкурсе участвует проект «Жигулевская жемчужина», который предполагает создание всесезонного туристического комплекса в селе Ширяево на территории нацпарка «Самарская Лука».

«Сейчас по данным экологов, национальный парк ежегодно посещают более 2 млн. человек, — пояснил он «Интерфакс-Туризму». — Практически все они — «дикари». Национальному парку они не приносят ничего, кроме гор мусора. Масштабы этого бедствия таковы, что несколько лет назад пришлось закрыть парк для того, чтобы дать ему возможность восстановиться».

Создание на территории «Самарской Луки» туристического комплекса, по словам М. Мальцева, позволит упорядочить турпоток и получить экономическую выгоду за счет предоставления услуг.

Однако, по мнению участников рынка, создание инфраструктуры — лишь полдела. Для привлечения россиян из отдаленных регионов и иностранных туристов необходимо создавать межрегиональные турмаршруты, развивать бренды, предлагать разнообразные качественные дополнительные услуги. Наконец, необходимо продвигать Россию как туристическое направление на мировом и внутреннем туристских рынках.

Кроме того, нужна последовательная работа по упрощению визового режима для иностранных туристов, особенно из тех стран, которые не представляют для России иммиграционной угрозы. Необходимо также снизить налоги на бизнес, что привлекло бы в гостиничное строительство новые компании. Отсутствие шагов в этом направлении настраивает туроператоров на довольно скептический лад по отношению к новой программе развития туризма в стране.

По словам генерального директор компании «Орфей» Михаила Романова, проблема развития туризма в стране более глобальная, чем дефицит средств размещения

«Очень велика вероятность, что услуги новых туристских комплексов просто не будут востребованы. Дело в том, что в России туризм делится на «пляжный» и «другой». И этот «другой» туризм интересен максимум 20% путешествующих россиян, — сказал М. Романов. — Необходим перелом в сознании людей, чтобы им стал интересен иной, кроме «пляжного», туризм».

По мнению генерального директора национального туроператора «РВБ — Алеан» Ильи Уманского, предлагаемая ФЦП в ее нынешнем виде вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию во внутреннем туризме.

«Без реализации дополнительных условий – создания налоговых льгот для инвесторов, разработки конкретных механизмов защиты и возврата инвестиций – такая концепция не способна привлечь большое количество инвесторов и дать рынку инфраструктуру нужного качества», — пояснил он «Интерфакс-Туризму».

Причем, как полагает собеседник, речь идет не только об гостиничной инфраструктуре. Чтобы стимулировать отдых внутри страны, необходимо создавать комфортные условия для путешествия на всех его этапах, начиная от качественной развитой придорожной инфраструктуры и заканчивая профессиональными актуальными гидами туристических маршрутов.

«Нельзя оставить «за бортом» и кадровый вопрос, ведь сегодня недостаточно квалифицированный персонал «убивает» в России даже фешенебельные отельные комплексы. А ведь именно отсутствие сервиса при высоких ценах – самое большое препятствие для развития внутреннего туризма, — сказал И. Уманский. — Только комплексный подход к решению этих вопросов повысит инвестиционную привлекательность турбизнеса и в итоге даст нужные отрасли результаты».

(www.interfax.ru)

75