Особо охраняемый — экологический туризм

Экологический туризм служит главным источником доходов для Кении, Коста-Рики и одним из главных – для ряда других стран. По различным оценкам экологический туризм составляет 10–20% от всего рынка мирового туризма и является наиболее динамично развивающейся отраслью.

Экологический туризм — это путешествия в мир природы. Экотуризм прививает любовь к природе, повышает экологическую культуру путешественников, уважает интересы местного населения и способствует охране природы.

В последнее время глава правительства России Владимир Путин неоднократно высказывался не только о необходимости развития национальных парков, но и создании в них нормальных условий для туристов. По его словам, на территории национальных парков, природных зон и заказников должны действовать законы, которые позволяли бы брать земельные участки в аренду, возводить здания и сооружения для размещения и обслуживания туристов.

Принятие поправок к федеральному закону об особо охраняемых территориях позволит заповедникам легально заниматься экологическим туризмом. Однако само по себе принятие поправок и, как следствие, «добро» на занятие туризмом на особо охраняемых территориях не решит всех проблем развития экологического туризма.

Экологический туризм может быть успешным лишь при наличии государственной поддержки и вложения серьезных средств. Успех развития экологического туризма зависит, прежде всего, от уровня развития инфраструктуры: возможностей для проживания, возможностей наблюдений за животными, наличия экологических троп, расширение спектра услуг, предоставляемых заповедником. Очень важно также наличие грамотных специалистов, важно организация обучения сотрудников ООПТ, проведение тренингов, семинаров, школ гидов-проводников.

Безусловно, для развития туризма на ООПТ нужно еще многое, в том числе необходимы финансовые вложения в рекламу и продвижение российских особо охраняемых природных территорий, как на международном уровне, так и среди соотечественников.
При развитии инфраструктуры, наличии государственной поддержки, реклама и продвижение системы особо охраняемых территорий позволит «раскрутить» такие наши бренды международной значимости как «Вулканы и медведи Камчатки», «Ожерелье Байкала», «В стране Амурского тигра» и др.

Сейчас в стране около 12 тыс. природоохранных зон, которые занимают 11% всей нашей территории. В России насчитывается 102 федеральных заповедника. В этом году на юге был образован заповедник «Утриш», включивший с себя земли лесного фонда в Анапе и Новороссийске, участки юго-западного побережья Абрауского полуострова. В ближайшие 10 лет в России будет создано 11 новых федеральных заповедников и 10 национальных парков, а территории еще 10 заповедников и 2 национальных парков будут существенно расширены.

Пока в России примеров коммерчески успешных заповедников практически нет. Между тем, во многих странах накоплен огромный опыт «мирного сосуществования» и даже «бизнеса» людей и природы.

Например, Йеллоустонский заповедник в США ежегодно посещает 2 млн. туристов, на аналогичной территории на Камчатке – всего несколько тысяч человек. Причина очевидна: отсутствие нормальной туристической инфраструктуры, недостаточная просветительская и рекламная деятельность.

Компания «Русский отдых» с самого начала своей деятельности уделяет теме экологического туризма особое внимание. В настоящий момент нами разработана программа поддержки и развития экологического туризма в России. В рамках данной программы компания «Русский отдых» предоставляет заповедникам и иным ООПТ на безвозмездной основе размещать на сайте компании информацию о своей деятельности, а также материалы о развитии на своей территории экологического туризма. 

На сегодняшний день в рамках разработанной программы компания «Русский отдых» сотрудничает с  Заповедниками «Магаданский«, «Воронинский«, «Кроноцкий«, «Центральносибирский«, Заказником «Богдинско-Баскунчакский», а также ведет переговоры о заключении соглашений о сотрудничестве еще с десятком особо охраняемых природных территорий России.

Статья подготовлена с использованием материалов ФГУ «Кроноцкий заповедник» и Интерфакс-туризм. Фото: Игорь Шпеленок, Анна Завадская, Дарижапова Е.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

118