Ни доехать, ни дойти

В этом году отели на многих российских курортах и, в первую очередь, в Краснодарском крае, не стали повышать цены, фактически оставив их на уровне прошлого года. И туристы поехали! Их было бы еще больше, если бы не заоблачные цены на перелет и железную дорогу.

Высокие цены на отдых в России уже стали «притчей во языцех». Россия не выдерживает ценовой конкуренции ни с Турцией, ни с Египтом, ни с европейскими курортами. В этом году в высокий сезон недельный отдых за рубежом в гостинице 4* с питанием, в том числе и по системе «все включено», с вылетом из Москвы стоит не дороже 700-800 евро.

Столько же — 20-30 тыс. рублей — придется выложить за отдых на российском курорте в пансионате или санатории довольно скромного среднего уровня жителям европейской части страны, если они решат воспользоваться самолетом или поездом.

Причем доля перевозки в стоимости отдыха составляет от 30% до 60% в зависимости от уровня размещения и вида транспорта. Тогда как в зарубежном туре доля авиаперевозки составляет меньшую часть.

Так, на 15 июля авиабилет в Сочи, Анапу или Геленджик из Москвы с возвращением через неделю стоит 10-14 тыс. рублей в зависимости от курорта и авиакомпании. Любопытно, что билет в купейный вагон поезда, идущего до Сочи 25 часов, стоит столько же — 7 тыс. рублей в один конец.

Сэкономить на дороге можно, если выбрать поезд, идущий до Сочи 37 часов – 4,8 тыс. рублей. Что, впрочем, все равно сопоставимо со стоимостью самого дешевого авиабилета в Сочи.

Билет на поезд до Анапы стоит существенно дешевле: за 27- часовой надо заплатить 4 тыс. рублей в один конец, а вот за тот, что идет 36 часов, почему-то дороже – 4,4 тыс. рублей. Билеты в плацкартный вагон стоят около 2 тыс. в один конец, но они уже давно выкуплены.

У жителей Урала и Западной Сибири, желающих отправиться на зарубежный курорт из родного города, выбор направлений скромней: за 700-800 евро они смогут отдохнуть в Турции в отеле уровня 3-4*. Что, в общем, тоже неплохо. Все соцопросы показывают, что главное для россиян — это море и солнце.

Отдых же на Черном море для уральцев и сибиряков обойдется как минимум на 10-15 тыс. рублей дороже. Соответственно, значительно возрастает транспортная составляющая в стоимости экономичного варианта отдыха — до 70-80%.

Так, билет из Екатеринбурга в Сочи стоит 27,5 тыс. рублей, а из Тюмени — 30 тыс. рублей, из Новосибирска — 26 тыс. рублей. К слову, примерно в такую же сумму обходится перелет зарубежными перевозчиками по большинству азиатских направлений из Москвы.

Вдвое дешевле обойдется поездка на поезде, чем полет на самолете жителям Екатеринбурга: билет на поезд стоит около 6 тыс. руб. в купейном вагоне (напомним, что столько же стоит билет из Москвы, хотя дорога занимает вдвое меньше времени) и 4 тыс. — в плацкартном.

Неудивительно, что сопоставив расстояния, время в пути и цены, многие выбирают поездку за рубеж.

В итоге на родное Черное море едут те, кому действительно необходимо подлечиться (в стоимость санаторной путевки включено лечение), а также пожилые люди, которым привычней отдыхать в родной обстановке, «невыездные», те, у кого по разным причинам нет загранпаспорта, семьи с детьми и истинные поклонники российских курортов. Эти россияне выбирают для себя оптимальный по соотношению цена-качество вариант отдыха и дороги.

Еще одна перспективная категория для российских курортов – автотуристы, для которых отдых на Черном море действительно получается бюджетным. Большинство из них «оседает» в Анапе и Туапсе, поскольку добираться сюда гораздо ближе, чем до Сочи. Правда, такой вариант подходит главным образом жителям южных регионов (они чаще едут в Туапсе) и центральной части России.

По данным администрации Краснодарского края, в последние два-три года доля автотуристов возросла в несколько раз. Они останавливаются в частных гостиницах, многие из которых имеют собственную парковку, и в частном секторе. Кроме того, по всему Азово-Черноморскому побережью Краснодарского края в этом году будет работать более 150 автокемпингов, в том числе 15, оборудованных для приема «домов на колесах».

Подводя итог, можно сказать, что высокий спрос на плацкартные билеты (например, в Москве они выкупаются в первые день-два продаж) и самые дешевые авиабилеты, растущая популярность автотуризма говорят о том, что россияне хотят отдыхать на отечественных черноморских курортах. Но — за меньшие деньги.

Главное же, что они не хотят платить такие неадекватные деньги за дорогу. Об этом же косвенно свидетельствует и рост автобусного туризма, в том числе из совсем не бедных российских городов. В частности, в Москве многие турфирмы зафиксировали заметный скачок спроса на автобусные туры на черноморские курорты.

В случае размещения в скромном доме отдыха или пансионате вся поездка может обойтись в 7-10 тыс. рублей с дорогой. Однако, как свидетельствуют туроператоры, отправляясь на автобусе, многие тем не менее выбирают довольно дорогое размещение или едут на три-четыре недели сразу.

Кстати, мэр Сочи Анатолий Пахомов неоднократно призывал россиян воспользоваться доступными по цене вариантами отдыха в окрестностях Сочи — от 300 рублей в сутки. Очень хорошие варианты есть и в Абхазии. Но все это упирается в дорогу, вернее, цены на нее.

По оценкам экспертов, из-за высоких цен на железнодорожные и авиабилеты российские курорты теряют до трети потенциальных туристов.

Анатолий Пахомов уже не раз призывал чиновников и участников рынка объединиться для создания конкурентоспособного турпродукта. От туроператоров он ждет чартерных программ. Увеличение турпотока, по замыслу мэра, приведет к снижению цен в пансионатах и санаториях.

Туроператоры же говорят, что в первую очередь необходимо снизить цены на размещение и перевозку. Тогда можно рассчитывать на рост турпотока и формировать чартерные программы. Попытки поставить авиа- и железнодорожные чартеры уже были, но каждый раз расчеты показывали, что они неэффективны: стоимость получалась, как на регулярной перевозке, которой пока вполне достаточно.

(www.interfax.ru)

%d такие блоггеры, как: