В XVIII и XIX веках набережной в Саратове не было. Это были задворки города, на которой располагались пристани. Прямо на берегу и в сараях был свален всевозможный груз, ждущий отправки на пароходах. Прибрежная часть Саратова представляла собой узкие улочки, где жили в своих домах грузчики и рабочий люд. Улица, тянувшаяся вдоль Волги, иронически именовалась миллионной.
Вопрос о строительстве набережной в Саратове ставился перед городской думой в 1902 году, затем в 1906 году, но средства на обустройство так и не были изысканы.
В 1922 году и 1926 годах предлогались различные проекты обустройства набережной. Обустройству набережной всегда мешали обстоятельства, находились более неотложные для города нужды.
Наконец в 1947 году дело сдвинулось с мёртвой точки: была выполнена планировка отдельных спусков к Волге, на одном из взвозов была сделана деревянная лестница. Вдоль Волги, по линии будущей набережной было начато сооружение домов в стиле Сталинского ампира, которые на многие десятилетия станут визитной карточкой города.
В 1959 году был дан заказ на проектирование. Строительство набережной шло методом народной стройки. Каждому району города был отведён определённый участок строительных, дорожных, озеленительных и земляных работ.