Давно зрела мысль сделать интересную экскурсию по г. Оренбургу (как ни как проживаю тут), но как это часто бывает настоящий сапожник всегда без сапог. Все время кажется, что про Оренбург то точно есть время собрать материал и написать, а в итоге....
И так приступим. Для начала небольшая историческая справочка
19 (30) апреля 1743 года город Оренбург заложен на правом берегу Яика близ впадения его в Сакмару. Оренбург предполагалось сделать центром хозяйственно-политического общения с народами и государствами Средней Азии и Востока. В проектировании и строительстве крепостных укреплений принимали участие артиллерии капитан Лука Галофеев и инженер-прапорщик Василий Тельной.
Именем военного инженера Галофеева назван один из северо-восточных бастионов крепости. Ещё один бастион получил имя инженера-генерала фон Штокмана — строителя крепостных укреплений.
Планировка и размеры (площадь примерно 280 га) города-крепости Оренбурга уникальны для русского градостроительства XVIII–ХIX веков.
Таких больших крепостей не строили в России ни до, ни после Оренбурга. Единственный аналог в российском градостроительстве XVIII века — нереализованный генеральный план Санкт-Петербурга Жана-Батиста Леблона (1717). Планировка Оренбурга отражала новые тенденции русского градостроительства, появившиеся в XVIII веке, а именно: принцип регулярности планировки, основанный на геометрии прямого угла; симметричное расположение комплексов зданий; обязательная центральная площадь… Разработанный план города затем «привязывался» к существующему рельефу.
Особенностями планировки Оренбурга, придавшими ему неповторимость, стали размещение губернаторского дома, губернского правления и губернской канцелярии не в геометрическом центре, а на живописном высоком берегу Урала, вдали от сутолоки городского базара; в Оренбурге не было кремля (как в древнерусских городах), следовательно, не было и сгруппированных в центре вертикалей церквей и храмов; высотные доминанты церквей располагались «ожерельем» по периметру крепости, ближе к крепостным валам. Гостиный двор с его глухими фасадами построен в виде крепости-цитадели, заменяющей кремль-детинец в русских исторических городах.
Конечно с тех времен в Оренбурге мало что осталось. Поэтому начнем свою экскурсию с того места где большая часть гостей начинают знакомство с нашим городом - с железнодорожного вокзала.
Железная дорога до Оренбурга проложена в 1877 году. В центре города на Привокзальной площади было сооружено добротное вокзальное здание, выполненное из кирпича и построенное на века. Первоначальный облик строения сохранился только на фотографиях. Его не зря называют жемчужиной Южно-Уральской железной дороги - уникальное здание выделяется своей изящностью и строгостью форм.
Монументальное сооружение создано в классическом стиле архитектуры 19 века и представляет собой соединение европейской строгости и азиатского колорита, который мы видим в куполах кровли боковых пристроек. Ведь город находится рядом с границей Европы и Азии и здесь соединяются железные дороги этих частей света. Строение окрашено в бело-желтые цвета и украшено лепниной.
Не знаю это фотографий первого жд вокзала или уже перестроенный. Это самое старое фото которое удалось найти
Ну а теперь посмотрим на его современный облик