Благодарим Батуми за теплый прием, за прогулки и море и трогаемся дальше
На выезде заправляемся на заправке с вывеской лукойл. Как и практически на всех заправках можно заправиться по карте, и что интересно - заправщик выполняет функции и кассира, поэтому терминал переносной.
Уже не удивляюсь когда на русском без акцента он интересуется откуда мы.
- Оренбург, две с лишним тысячи до вас.
- В гости приехали?
- да, на море съездить, по стране немного проехать, посмотреть, детям показать, вот через крестовый ехали, очень впечатлены, в тбилиси заезжали, тут по окрестностям прокатились сад, сарпи, уреки
- как вам в тбилиси?
- ну ... у вас красивее ))
- эээ .. этт вы не все видели, тбилиси красивый)
- наверное, еще посмотрим обязательно
- а в Сванетии не были? Обязательно побывайте! Это горы, непередаваемо..ммм..
Спасибо! обязательно еще приедем!
Обратная наша дорога проходит из Батуми в сторону Хуло,Ахалцихе, Боржоми, и потом опять выедем на Е60
Километров через 10 после Батуми опять начинаются горы, дорога асфальтовая, но извилиста, но в этом направлении гораздо менее оживлена.
Очень много тяжелых самосвалов встречаем, и на 4:58 видим причину - строится одна из многих плотин на горных реках, страна пытается снизить энергозависимость:
До этого как-то дети просили показать им какой-нибудь водопад, сами потом нашли недалеко от Батуми и что главное - нам по пути - водопад Махунцети. Направляемся к нему. От дороги должно быть сотня-другая метров. Останавливаемся возле поворота с указателем - с дороги ничего не видно.
Едем по улочке, упираемся в Т-образную развилку. Дорога налево - сплошное грязевое месиво от ремонта труб - вдоль дома прокопана канава и прямо на развилке бригада рабочих. Направо вроде получше, сухо и укатано, больше похоже на дорогу к достопримечательности. Поворачиваем направо, показалось, что водитель из проезжающей "копейки" что-то прожестикулировал. Смотрю в боковое зеркало - бригада оживленно машет в нашу сторону. Сдаю назад, открываю окно, не успеваю ничего спросить или сказать, как бригадир машет в противоположную сторону и говорит - водопад там! Улыбаемся друг другу, спасибо.
Оценив грязь впереди, решаем пройти последние сто метров пешком, бригадир подсказывает куда лучше возле них припарковать машину что бы и им не помешать работать, и проезжающим не мешать.
Подходим к самому водопаду:
Возле водопада никого. Дети вдоволь нафотографировались, исполнили желание, даже босиком залезли в студеную воду.
Возвращаемся к машине, прощаемся с рабочими, выезжаем обратно на дорогу. Когда искали информацию про водопад видели что недалеко должне быть интересный небольшой каменный мост. Во время правления царицы Тамары было построено много таких мостов, и многие из них до сих пор называют - "мост царицы Тамары".
Он находится практически напротив выезда от водопада на дорогу. Идем к нему:
хоть и не высокий, но без перил - немного добавляет остроты ощущений
Вид с него:
старое здание похоже на машзал ГЭС.
Вид на мост с берега реки:
Наконец пробуем местное лакомство - чурчхеллу. Не в восторге.
Едем дальше. Дорога все еще асфальт, но уже похуже местами. Где-то до 1:20 на ролике дорога огорожена сеткой - идут взрывные работы - расширяют чашу будущего водохранилища. Судя по надписям - подрядная организация - турецкая.
Дорога постепенно, но непреклонно поднимается выше и выше. Асфальт все чаще и чаще перемежается с просто плотно укатаной каменистой дорогой.
После селения Хуло асфальт окончательно и бесповоротно заканчивается. Впереди нас ждет перевал Годердзи.
Дорога - сплошные укатанные разной степени камни. Скорость - 15-25 км/ч. Встречные периодически попадаются. И даже маршрутки. Чаще всего с несколькими колесами на багажнике на крыше. Дорога вытресает все внутренности. Но виды окрестностей и воздух многократно всё перекрывают.
Растрясаем подвеску
По дороге встречается множество странного вида лачуг, весьма хлипкого строения, с возделаным возле каждой участком земли.
Уже дома прочитали, что перевал зимой непроходим, пробивают его для проезда только в середине мая. А все летние обитатели окрестностей спускаются на зимовку в Хуло.
Примерно на середине каменистого участка, неожиданно встречаем строительство современного горнолыжного комплекса. Стоят опоры, нижняя станция. Представил сколько предстоит работы по проведению сюда нормальной инфраструктуры. Впечатляет.
В паре-тройке мест через нашу "дорогу" пересекали горные ручьи - то есть небольшой водопадик со скалы, потом вода разной степени интенсивности перетекает через дорогу, и утекает дальше вниз. Один из перездов такого бурного ручья был весьма адреналинист. Дно ручья шириной метров в 5 было усыпано крупной галькой. В ней то я и немного подзастрял, насколько это в крупной гальке возможно, "закопался", перебрав с газом. Разулся, вылез в холодную воду, осмотрел наилучший маршрут выезда и внатяг выехал.
Заодно разглядел, что для умных людей там положена бетонная плита сбоку, просто перед бродом надо не торопится а выйти и посмотреть.
На высоте свыше 2000 м встречаем невозмутимых коров.Не остановится нельзя было:
В Адигени мы вспоминаем как выглядит асфальт.
Итого на участок в километров 60 ушло часа три. Но оно того стоило. Неимоверный контраст с туристическим улием Батуми.
Опять начинают попадаться разной степени разрушенности и масштабов крепости:
Жизнь вокруг постепенно оживает, и мы двигаем дальше, опять твердо стоя на колесах ...